statya2

Что хочет попугай?

Новое на сайте

Диета наших питомцев

Фотоальбом

Видеозаписи

Ученые о птицах

Физиология волнистого попугая

Болезни волнистых попугаев

Вопросы разведения

Новости из жизни пернатых

Несерьёзно о попугаях

Ссылки

Наши контакты

Карта сайта

На главную страницу

Союз образовательных сайтов Russian America Top. Рейтинг ресурсов Русской Америки. Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет
eXTReMe Tracker
Находится в каталоге Апорт
Hosted by uCoz
Рейтинг Сайтов НОВОСЕЛ.РУ Рейтинг Сайтов YandeG

Hosted by uCoz

Коммуникативное поведение птиц и их мышление

В обзоре "Язык птиц. Его содержательное и коммуникационное значение" уже были частично говорилось о социальном поведении птиц и связанных с этим церемоний (брачные, защитные и т.д.). Выделяются типы социального сотрудничества: между самцом и самкой в паре, между родителями и выводком, внутристайные отношения. Запрограммированность поведения птиц разделение труда и четкое согласованность в действиях самцов и самок, которое начинается с "привлечения", "когда особи находят друг друга на расстоянии", врожденное, сбой (или нарушение) социального поведения может оказаться смертельно опасным для потомства – гибель яиц  и выводков (Тинберген Н., С. 16, 24-25).

Отношения внутри стаи делятся на "симпатическую индукцию" (врожденную двигательную реакцию), когда птицы повторяют друг за другом какие-то действия (например, воздушные маневры стаи; или одна курица начинает есть, и все повторяют за ней), и агрессию (брачные сражения, защита от хищников). Причем драки могут происходить не только из-за самочки или из-за территории, но и из-за корма, удобного места и др. (Тинберген Н., С. 25, 73). У некоторых видов птиц встречается иерархические отношения внутри стаи. Внутри колонии у птиц различных видов также различают моногамные (спаривание самца в течение одного или нескольких сезонов только с одной самкой) и полигамные (птичий гарем) отношения, для стаи главное – это коллективная защита от хищников и коллективная забота о птенцах.

Рассудочная деятельность (или мышление), связанная с работой высшей нервной системы, также рассматривается как одна из форм коммуникативного  поведения птиц (Зорина З.А. Элементарное мышление птиц и млекопитающих, С. 90).

Существует несколько классификаций основных форм поведения животных. Д.Дьюсбери (1981) делит поведение животных на индивидуальное, репродуктивное (продолжение рода) и социальное. 

Индивидуальное поведение включает разнообразные акты, направленные на выживание и жизнеобеспечение отдельной особи: локомоция (перемещение в пространстве), манипуляционная активность (совокупность действия с предметом), исследовательская активность; кормовое (или пищедобывающее) поведение;  поведение, направленное на поиск оптимального режима; защитное поведение; гигиеническое поведение; игра; орудийная деятельность (Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология, С. 10-11). "Репродуктивное поведение связано с образованием брачных пар, выведением потомства и его воспитанием (...) (Там же, С. 11). "Социальное поведение включает все типы взаимодействия животных в сообществе, диапазон которых очень широк" (Там же, С. 11).

По классификации Л.В. Крушинского поведение животных делится на врожденное и приобретенное (индивидуальный опыт, включающий формы привыкания и обучения). Индивидуально-приспособительная деятельность, т. е. адаптация, включает ассоциативное обучение и когнитивные (понятия, идеи, представления, складывающиеся в картину мира) процессы. "Обучение   это появление адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретенного опыта (...) Способность к обучению базируется на присущем центральной нервной системе и  свойстве пластичности" (способности системы изменять реакции на повторяющийся многократно раздражитель) (Там же, С. 64, 65).

Обучение животных делится на неассоциативное (привыкание), ассоциативное (условные рефлексы и обучение методом проб и ошибок) и когнитивное (формирование внутренних, или мысленных, представлений (знаний) о событиях и связях между ними) (Там же, С. 65-66, 86).

К развивающей психической деятельности К.Э. Фабри относит и игры животных. Несмотря на то, что существует несколько точек зрения на этот вопрос (например, игра рассматривается как выплеск накопившейся энергии  – разрядка), К.Э. Фабри делает вывод, что в ювенильный период (период юности, предвзрослый) "игра способствует накоплению индивидуального опыта во всех жизненных сферах, образованию многочисленных чрезвычайно важных навыков, потому что является развивающейся деятельностью" (Фабри К.Э., С.11). Таким образом, жизненный опыт животного складывается из двух составляющих: врожденных и приобретенных навыков.

Игры делятся на манипуляционные (игра с предметами у попугаев, игра с пищевыми объектами) и подвижные игры (гимнастические упражнения). Локомоционные игры способствую общему физическому развитию молодого животного и имеют познавательное значение: осваиваются пространственные отношения, развивается способность к ориентации в пространстве, животное познает и осваивает способности своих органов чувств и возможности своего тела. Совместные игры у животных (игровая борьба) – отработка коммуникативных систем, "способствует формированию коммуникативных способностей животных, умению понимать друг друга". Игры у животных в подростковый период имитируют поведение взрослых, таким образом устанавливаются субординационные отношения, кроме того, всем играм присущ исследовательский компонент (Там же, С. 29, 34, 44-45, 52, 60). В отличие от диких, взрослые домашние животные охотно играют с человеком на протяжении всей своей жизни.

Таким образом, можно говорить о птицах, как о разумных существах, с которыми можно не только найти общий язык и подружиться, но и которые заслуживают право на комфортную  и полноценную жизнь, а не круглосуточное одиночное клеточное содержание у нас дома.

© Екатерина Гуральник http://volnistiki.narod.ru 

 

Page copy protected against web site content infringement by Copyscape

Библиографический список использованной литературы

  1. Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. М., 2007.

  2. Зорина З.А. Элементарное мышление птиц и млекопитающих: Экспериментальный подход // Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии.  4-е изд.  М., 2005.

  3. Колониальность у птиц: структура, функции, эволюция: Сб. ст. – Куйбышев, 1983.

  4. Тинберген Н. Социальное поведение животных. М., 1993.

  5. Фабри К.Э. Игра у животных. М., 1985.

 

Hosted by uCoz

Настоящие материалы являются авторской работой, любое их копирование с целью размещения на других сайтах или публикации

в любом виде допустимо только с согласия автора и активной ссылкой на источник http://volnistiki.narod.ru

Воспроизведение фото и видеозаписей с сайта http://volnistiki.narod.ru на других сайтах возможно только с согласия владельца сайта http://volnistiki.narod.ru и активной ссылкой на источник